chaycka (chaycka) wrote,
chaycka
chaycka

Нашего кино неделя первая

Начну с того, что под катом отзывы о фильмах, которые, по-нормальному, я должен был посмотреть ещё в детстве. Но я был странным ребёнком, способным часами бродить вокруг дома и отшлифовывать детали воображаемых миров. Я смотрел с семьёй лишь те фильмы, что крутили по ОРТ, т.к. других каналов где-то до 2002 года наш "Горизонт" не ловил. DVD-плеер появился тогда же, видеокассеты были только у друзей (кстати, у меня не было вообще ни одной игровой приставки!). Наверное из-за всего этого я почти не знаком с советским кинематографом, а навёрстывать упущенное так тяжело, особенно когда зарубежные фильмы столь притягательны...
Ещё одна странность заключается в том, что мне проще устраивать вот такие недельные кинозабеги, а не переключаться с одной темы на другую каждый день. Для меня вообще нет ничего сложнее большого выбора. Честно говоря, эта неделя длилась 8 дней, с воскресенья по воскресенье, и некоторые фильмы я делил на два вечера, а иногда смотрел 2 фильма в день. Жизнь всегда вносит коррективы в наши идеальные планы.

Эта Неделя у меня чуть не превратилась в Неделю Эльдара Рязанова, поэтому мне потребовалась изрядная сила воли, чтобы заменить выбранные фильмы Рязанова на картины других режиссёров :))
Уже имеются претенденты на Неделю вторую. Если у вас есть советские (не военные!) фильмы, которые каждый раз ввергают вас в священный трепет и восторг, смело делитесь таковыми в комментариях! Отношения с российскими фильмами после 90-х у меня ещё сложнее, но тоже буду рад рекомендациям.

Летят журавли (1954), Михаил Калатозов [9]
Нельзя сказать, что это фильм-откровение. Есть вещи о любви в советском кинематографе гораздо более пронзительные, волнующие и глубокие. Но эту историю возносит на пьедестал совершенно потрясающая работа оператора Сергея Урусевскому. Именно оператор наделяет каждую сцену поэзией и судьбоносностью. То, что в других руках могло предстать прозаическим отрывком из романа о войне, здесь превратилось в поэму о любви и жертвенности.


Берегись автомобиля (1966), Эльдар Рязанов [8]
Легендарная комедия с выдающимися актёрами и потрясающей музыкой. Видели все. А я вот до этого не видел, первый раз смотрел. Не знаю, право, какой дуэт здесь лучше: Смоктуновский – Ефремов или Миронов – Папанов. Говорить тут и нечего больше: замечательный фильм, пусть действия его происходят в какой-то другой вселенной, в которой и параллельные прямые, пожалуй, пересекаются.


Старики-разбойники (1971), Эльдар Рязанов [7]
При всём моём безграничном уважении к Никулину и Евстигнееву я вынужден констатировать, что это чистой воды фарс. Да, милый, добрый и совершенно беззубый, но всё-таки фарс. Действия происходят явно в параллельной вселенной, населённой какими-то коротышками из книг Носова. Замечательный закадровый голос Яковлева, провозглашающий философию пенсионеров, - это, возможно, лучшее, что есть в фильме. Я люблю социально острый юмор и ситуации с более продуманной… физикой что ли. Слишком много здесь абсурда.


Гараж (1979), Эльдар Рязанов [9]
Меня с юности в советских фильмах восхищали сцены застолья: эмоции героев сливаются в один мощный поток, который бьёт через край. Как подобные сцены снимаются? Как их репетируют? В «Гараже» застолья нет, но работа актёрского ансамбля, как единого организма, здесь просто невероятная! Я не берусь считать, сколько всего актёров в этой камерной социальной драме: часть из них всегда на первом плане, часть в стороне, но подключается потом, а некоторые спрятаны до времени и раскрываются только перед финалом.
Главное в «Гараже» - социальная подоплёка, сложность и противоречивость человека. По ходу сюжета выясняется, что эти воспитанные и интеллигентные работники института при случае могут сожрать друг друга! Происходящие разборки в «борьбе за место под солнцем», как прямо выражается один из героев, срывают маски, которые люди привыкли носить в обычных условиях. В картине Рязанова эти интеллигенты похожи на пауков в банке.
Весь фильм строится на диалогах, как средстве взаимоотношения героев, но это не значит, что дело не может дойти и до рукопашной, когда дело касается строительства гаражей! Я бы посмотрел на великолепный сценарий, находящийся в основе этой замечательной драмы. «Ирония судьбы» и «Служебный роман» хороши, но, проверьте, «Гараж» - это высочайший уровень драматургии с множеством отличных актёров. Непередаваемые эмоции!



Приходи на меня посмотреть (2000), Михаил Агранович, Олег Янковский [7]
Этот фильм я смотрел так давно, что успел основательно забыть, и только по ходу вспоминал те или иные сцены. Хорошая камерная драма с любимым актёрами. Чувствуется театральность спектакля-первоисточника. И наследие советского кино тоже ощущается в элементах фарса, когда поступки героев и случайности покидают твёрдую почву реальности, а зритель имеет полное право сказать: «Так не бывает». Особенно много этих такнебывательностей в финале, ведь по закону жанра все актёры должны перед занавесом собраться вместе. Вот они и собираются, и окончательно превращают драму в комедию, в которой есть место и для новогоднего чуда. Минуты, когда одинокие люди становятся значимыми друг для друга, - разве это не чудо? Больше бы таких минут и больше бы таких фильмов.


Легенда № 17 (2012), Николай Лебедев [7]
Фильм с такими рейтингами должен был впечатлить меня больше, чем впечатлил в итоге. В «Легенде» нет монолитности, она словно состоит из эпизодов. В искренность эмоций героев я не верил. Мне никогда не нравился крик как способ передачи глубинных чувств. Не нравится и здесь. Актёры хорошие, но не ощущаются ансамблем. Музыка не запомнилась совершенно. Из Козловского получился так себе Харламов.


Движение вверх (2017), Антон Мегердичев [9]
Для меня это в какой-то степени фильм-феномен. Что могло произойти и каким звёздам суждено было сойтись над российским кинематографом, чтобы получилась картина, которая поражает, прежде всего, невиданной доселе сбалансированностью. Идеальная рецептура, и создатели явно знали «сколько вешать в граммах». Когда соблюдён баланс и отсутствуют перекосы, сами собой проступают верно сделанные акценты, углы сглаживаются, проступают сильные сюжетный ходы (и пусть ради некоторых пожертвовали достоверностью). Сценарий работает, актёры, все как один, знают, что делать, музыка звучит, а в итоге получается взрывная волна эмоций, расплавляющая экран и стирающая границу между мирами, странами и эпохами. Поразительно, что именно «Движение вверх» заставило меня почувствовать кожей волшебство кинематографа и его эффект присутствия. На какую-то секунду мне показалось, что я нахожусь среди болельщиков на стадионе в Мюнхене в 1972-м году! Если не это доказывает высокое качество фильма, то что? Меня заставили влюбиться в героев и саму историю, и в финальном матче за олимпийское золото у меня буквально перехватывало дыхание. Я горд за наш кинематограф и говорю «Браво!». И присоединяюсь к аплодисментам, которые зазвучали в зале кинотеатра во время сеанса, когда на экране наша сборная по баскетболу одержала победу.
Tags: наше_кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments