?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эта строчка из стихотворения "Silentium!" Ф.И.Тютчева, на мой скромный взгляд, является одним из самых поразительно точных результатов наблюдений человека за самим собой в истории мировой литературы. Кроме того, я нахожу в ней глубочайшую религиозную подоплёку и считаю так: речь не способна передать все ощущения и внутренние переживания прежде всего потому, что человек - существо духовное. Духовность - это категория, выходящая за рамки материального мира, т.е. наше внутреннее "Я" - это больше, чем просто ядро функционирующего мозга, больше, чем высшая психическая деятельность. Не знаю, как вы, а чувствую в себе душу, которая сотворена для неба и вечности. Когда мы умрём, наши души будут общаться с Богом не только словами. Поэтому и в настоящей жизни слова - это только слова, которые выражают шаблонные части наших ощущений и переживаний и искажают их, когда мы пытаемся выразить всё, что кипит внутри нас.
Хочу привести небольшой отрывок из замечательной книги В.С.Варшавского "Незамеченное поколение", которую я сейчас читаю:
"Во время войны мне, как всякому, часто приходилось слушать рассказы солдат о их боевых приключениях. Почти всегда я чувствовал при этом, что даже при искреннем намерении говорить правду, они, не отдавая себе в этом отчета, рассказывали не о том, что с ними было на самом деле, а только о том, что в пережитом ими было похожего на то, как рассказывали о себе другие солдаты. Происходило это не потому только, что индивидуальный, неповторимый аспект их собственных впечатлений не доходил до их внимания (а если и доходил, то они не могли найти нужных слов, чтобы его передать), но и потому, что им казалось, что чем больше в их рассказе будет таких же выражений и интонаций и таких же переходов от страшного к смешному, как у других рассказчиков, тем более правдоподобно и живо будет получаться и тем больший успех будет иметь их рассказ. И они не ошибались: их слушатели, действительно ожидали от них похожего на уже слышанное, и если бы они попытались рассказать по-другому, их не поняли бы и перестали бы слушать. Так же, как солдаты, рассказывают, впрочем, и многие писатели, и именно таким писателям обеспечен быстрый, правда, недолговременный успех. Но тот, кто захотел бы рассказать, что было с ним на самом деле, окажется перед почти неосуществимой задачей описания живой, неповторимой, единственной, непрестанно меняющейся сложности конкретного индивидуального сознания при помощи слов и понятий, принятых для символического обозначения только наиболее постоянного и общего, и, следовательно, безличного, что есть в человеческих чувствах и мыслях. Такому писателю придется производить насилие над словами, придавать им новый смысл, переставляя их в необычных сочетаниях и прибегая к своего рода каламбурам. Успех этой трудной и опасной «игры слов» никогда не обеспечен, и она требует такой же, как у канатного плясуна способности не поддаваться головокружению. «Поэта далеко заводит речь». Многие авторы, к словотворчеству особенно одаренные, в увлечении этой игрой, часто забывают о ее цели, и язык из средства выражения и общения превращается у них в нечто «самовитое», в особое прикладное орнаментальное искусство «плетения словес». В современной русской литературе не мало таких авторов, поэзия которых начинала развиваться не в направлении, указанном родившим ее чувством, а следуя стихийному потоку словесных ассоциаций. Так пловца относит течение и автомобилист, попав колесом в трамвайную колею, катит против своей воли вдоль по рельсам. Но даже, если избегнуты все опасности и найдены самые лучшие, самые верные слова, это всегда все-таки только «слова, слова, слова».
Даже самый искусный романист может показать через посредство слов только обесцвеченный фантом, только тень того глубокого и живого, что открылось ему усилием интуиции. Но при помощи ритма и многообразных метафор и сравнений, при помощи гипноза, чуда и Провидения, он может подвести наше сознание к черте, с которой мы начинаем чувствовать присутствие необыкновенного метафизического «предмета», отбрасывающего эту тень. Только тогда литературное произведение создает впечатление подлинной жизни. В этом вся тайна, весь смысл и чудо искусства. Таким чудом и была великая русская литература 19-го века. Милюков был совершенно прав, называя эту литературу реалистической. Но, конечно, он ошибался, думая, что это тот «здоровый реализм», возрождение которого он видел в Советской России. Теперь уже не может быть в этом сомнения – «социалистический реализм» так же не похож на мистический реализм Толстого и Достоевского, как, по выражению Спинозы, собака, «лающее животное», не похожа на созвездие Пса".

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
livejournal
Aug. 29th, 2017 04:37 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
lazy_rabbit
Aug. 30th, 2017 05:29 pm (UTC)

очень здорово сказано.

chaycka
Aug. 30th, 2017 05:39 pm (UTC)
Кем? Варшавским? В "Незамеченном поколении" даётся обзор многих направлений жизни младшего поколения эмигрантов, в том числе, их мировоззрения и философских концепций. Эрудиция и образованность Владимира Сергеевича впечатляют. Но его творчество мне совсем незнакомо.
lazy_rabbit
Aug. 30th, 2017 06:13 pm (UTC)

да, я о приведенной цитате. и в целом пост понравился.

( 4 comments — Leave a comment )

Profile

Алекс
chaycka
chaycka

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com